Да, - сказала золотая рыбка, -ты угадал. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания? Мастер-класс обучение смысловому чтению обучающихся Виктор Голявкин «Второклассники и старшеклассники»

Да, - сказала золотая рыбка, -ты угадал. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания? Мастер-класс обучение смысловому чтению обучающихся Виктор Голявкин «Второклассники и старшеклассники»

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учитель-ница Ольга Тимофеевна: « Сколько ножек у рояля?». Он отвечает «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?». Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

Это безобразие! - сказал па-па.

Ах, - сказала мама, - если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал в свою ком-нату посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая: плавники и хвост - ярко-оранжевые, а чешуя отливала золотом. Витя ахнул: «Неужели волшебная, золотая?»

Да, - сказала золотая рыбка, -ты угадал. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

Хорошо, - сказала рыбка, - нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Ольга Тимофеевна спро-сила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять.». А через день Витя пришел домой грустный.

Что случилось? - спросила зо-лотая рыбка. Опять двойку заработал, - от-ветил Витя. - Учительница спро-сила, сколько ног у осьминога, и я сказал - пять. А надо было - во-семь. ..

Понимаю, - сказала золотая рыбка, - твое второе желание - на-учиться считать до восьми?

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

Наверно, Ольга Тимофеевна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил - восемь?- спросила рыбка.

Да, - ответил Витя. - А ты от-куда знаешь?

А ты разве забыл, что я вол-шебная? - ответила рыбка. - Ну что же, теперь ты попросишь выпол-нить твое третье желание - нау-читься считать до сорока? Но это бесполезно. Например, завтра Ольга Тимофеевна спросит у тебя: «Сколько минут в часе?», и ты ответишь: «Сорок».

А сколько надо? - спросил Ви-тя.

Шестьдесят. Или: «Сколько дней в году?». И ты опять скажешь сорок, а на самом деле - триста шестьдесят пять.

Да, - вздохнул Витя, - оказы-вается, на свете столько разных чисел! Тогда сделай так, чтобы я знал ВСЕ числа.

Попробую, - ответила золотая рыбка, - хотя это очень трудно. Только у меня одно условие - с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

Прошла неделя, и Витя стал по-лучать одни пятерки. Он превра-тился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математи-ку. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Акаде-миком по Числам. Еще бы - ведь никто, кроме него не знает все числа. Даже учительница Ольга Ти-мофеевна.

Леонид Каминский

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная основная образовательная программа

для учащихся с умственной отсталостью

по предмету «Чтение»

Класс 4-а

Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю 4

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.

Задачами уроков чтения в младших классах являются:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

4 класс

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу , а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.

Содержание чтения : произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

Рождественские рассказы.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы : «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался .

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Учащиеся должны уметь:
1 уровень:

  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • читать про себя, выполняя задания учителя;
  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
  • читать диалоги по ролям;
  • пересказывать прочитанное по частям;
  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
    2 уровень:
  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютерные презентации

Комплект сюжетных картинок

Серии книг для внеклассного чтения

Демонстрационные таблицы

Презентации по темам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. В.Г.Петрова Москва, «Просвещение»,1982 г.

3. Воспитание правильной речи у детей. Н.А.Седых, Москва, АСТ 2005г.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Школьная жизнь

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

Жил-был Учитель. Э. Мошковская

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)

Читалочка. В. Берестов

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

Загадки

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

Время листьям опадать…

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

Подарки осени. Е. Благинина

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)

Лес осенью. А. Твардовский

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

Осень. К. Бальмонт

Три сойки. По Ю. Ковалю

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)

Загадки

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

Делу – время, потехе – час

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)

Сенокос (чешская потешка)

Карусели. По Л. Пантелееву

Прятки. По Н. Носову

Считалки

Жмурки. По М. Булатову

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

В мире животных

Бодливая корова. О К. Ушинскому

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

Пушок. По В. Гаранжину

Томка. По Е. Чарушину

Охотник и собаки. По Б. Житкову

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

Барсучья кладовая. По А. Баркову

Гостья. По А. Дорохову

Игрушки лисят. Г. Корольков

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

Загадки

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

Жизнь дана на добрые дела

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

Михаськин сад. В. Хомченко

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву

Котёнок. Е. Благинина

Птичка. В. Голявкин

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

Зима наступила

Снег идёт. По. Л. Воронковой

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

Зима (отрывок) И. Суриков

Декабрь (отрывок) С. Маршак

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

Вечер под рождество. По Л. Клавдиной

Где лежало «спасибо»?

На горке. По Н. Носову. Часть 1

На горке. По Н. Носову. Часть 2

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

Зимняя сказка. П. Головкин

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

Снежная шапка. В. Бирюков

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)

Зимние приметы. По А. Спирину

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

Весёлые истории

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

Одни неприятности. Г. Остер

Однажды утром. М. Пляцковский

Почему комары кусаются. В. Бирюков

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

Две лишние коробки. По О. Кургузову

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

Полюбуйся, весна наступает…

Март. В. Алфёров

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

Забота. Е. Благинина

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

Последняя льдина. По В. Бианки

Весна. А. Плещеев

Скворцы прилетели. По А. Баркову

Всему свой срок. По Э. Шиму

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

Весенний вечер. По Ю. Ковал ю

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

В мире волшебной сказки

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

Подарки феи. По Ш. Перро

Подарки феи. По Ш. Перро

Горшочек каши. Братья Гримм

Наши сказки. По В. Порудоминскому

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

Родная земля

Царь-колокол. М. Ильин

Город на Неве. С. Васильева

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

Сочинение на тему. С. Вербова

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

Защита. А. Усачёв

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

День Победы. Т. Белозёров

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

Лето пришло

Ливень. С. Козлов

Тучка. Г. Граубин

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

Одуванчик. Е. Благинина

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

Летний снег А. Бродский

После зимы будет лето. В. Голявкин

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

Летние приметы. По А. Спирину

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете


Сценарий мастер-класса по смысловому чтению

Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу беседу мы хотели бы с вопроса: Что является главным источником знаний? Конечно, книга, а точнее, текст. Проблеме понимания текста будет посвящён наш мастер-класс, который мы назвали «Я умею читать».

Обратите внимание на то, что в этом предложении нет знака завершения, его вы можете поставить сами в конце нашей работы.

А теперь мы хотели бы обратиться к вам с таким вопросом: Вы умеете читать?

Давайте проверим.

Обратите внимание на слайд и прочитайте предложенный текст.

- По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но есть и другая сторона – насколько осознанно мы умеем читать.

Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения. Для того чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешной работы с информацией, но не главным. Главное – научиться понимать текст, т.е. из набора букв, символов извлечь необходимую информацию.

Таким образом, наша работа будет посвящена смысловому чтению.

Цель мастер-класса: познакомить с этапами работы и приёмами осмысления текста.

Может быть, кто-то из вас уже знаком с данным понятием и приёмами работы. Перед вами находятся кружечки и чай. Наполните кружечки настолько, насколько вы осведомлены о проблеме смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Работа с текстом является метапредметным навыком, поэтому этот вид деятельности важен при изучении любого предмета.

Составляющие части смыслового чтения отражены в структуре всех УУД.

Личностные (мотивация чтения, формирование отношения к себе и учебной деятельности)

Регулятивные (принятие учащимися учебных задач)

Познавательные (развитие логического и абстрактного мышления, творческого воображения)

При формировании навыков смыслового чтения выделяют 3 основных этапа.

На слайде представлены этапы и приёмы работы на каждом этапе. Такая же информация представлена и в буклетах на ваших столах.

Итак, стратегия смыслового чтения – это комбинация приёмов, элементов различных технологий, которые можно использовать для восприятия текстовой информации, а также её переработки.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда читаете "золотая рыбка "?

- А когда слышите слово двойка?

Давайте с вами предположим, о чем пойдет речь в рассказе Леонида Каминского «Три желания второклассника Вити»

Леонид Каминский «Три желания второклассника Вити»

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка - это самая высокая отметка.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

- Это безобразие! - сказал папа. - Где пятерки? Или четверки? Или хотя бы тройки?! Если ты будешь так учиться, то скоро станешь не только второклассником, но и второгодником!

- Ах, - сказала мама, - если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал к аквариуму посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая и сверкала золотой чешуей.

«Неужели волшебная золотая рыбка?» - подумал Витя.

- Да, - сказала золотая рыбка, - ты угадал: я действительно волшебная. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

- Нет, - ответил Витя, - я умею считать только до двух. Если можешь, выполни пока одно желание - я хочу научиться считать до пяти.

- Хорошо, - сказала золотая рыбка, - нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Анна Петровна спросила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять».

А через день Витя пришел домой грустный.

- Что случилось? - спросила золотая рыбка.

- Опять двойку заработал, - ответил Витя. - Учительница спросила, сколько ног у осьминога, и я сказал - пять. А надо было - восемь.

- Понимаю, - сказала золотая рыбка, - твое второе желание - научиться считать до восьми?

- Ага, - ответил Витя.

- Ладно, так и будет, - пообещала рыбка.

- Что могло быть потом? Высказываемся.

- А вот как у автора (слайд).

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

- Я знаю, что случилось, - сказала рыбка. - Наверно, Анна Петровна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил - восемь?

- Да, - удивленно ответил Витя. - А ты откуда знаешь?

- А ты разве забыл, что я волшебная? - ответила золотая рыбка. - Ну что же, теперь ты попросишь выполнить твое третье желание - научиться считать до сорока?

- Ага, - сказал Витя.

- Нет, - возразила рыбка, - это бесполезно. Например, завтра учительница спросит, сколько минут в часе, и ты ответишь: «Сорок».

- А сколько надо? - спросил Витя.

- Шестьдесят. Или спросит у тебя, сколько дней в году, и ты опять скажешь «Сорок». А на самом деле - триста шестьдесят пять.

- Да, - вздохнул Витя, - оказывается, на свете столько разных чисел! Тогда исполни мое третье желание. Сделай так, чтобы я знал все числа. Все-все, какие только существуют!

- Что сказала ЗОЛОТАЯ РЫБКА (ответы)

А в рассказе так.

- Попробую, - ответила золотая рыбка, - хотя это очень трудно. Но у меня одно условие - с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

- Попробую, - сказал Витя, - хотя это очень трудно...

Прошла неделя, и Витя стал получать одни пятерки. Он превратился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математику. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Академиком по Числам. Еще бы - ведь никто, кроме него, не знает все числа. Даже учительница Анна Петровна.

Какая пословица может стать заголовком для рассказа?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без дела слабеет сила.

В куске хлеба есть капля пота.

Терпение и труд всё перетрут .

Воля и труд дивные всходы дают.

Всё в пору да в срок, так и будет толк.

Где хотенье, там и уменье.

Горька работа, да хлеб сладок.

Была б лишь охота - наладится каждая работа .

Делать как-нибудь, так никак и не будет.

Выберите из предложенных суждений те, которые отражают содержание текста

1. Витя был настолько мал, что не мог освоить цифры.

2. Рыбка согласилась исполнить три желания мальчика.

3. Третье желание мальчика – знать цифры до сорока.

4. Рыбка согласилась выполнить желание мальчика при определённом условии.

5. Витя, когда вырос, знал чисел больше, чем Анна Павловна.

А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы, расположенные на лепестках нашей ромашки.

1.Какие оценки были у Вити в дневнике? Почему он не огорчался из-за этого?

2.Правильно ли я поняла, что Витя не давалась математика?

3. Почему рыбка поставила перед мальчиком условие?

4.Нарисуйте портрет двоечника в стихах.

(Предположите, что было бы ……..)

Словом, сделал всё, что …

Попросил списать ….

С ходу дал кому-то …

Ну а тут – опять ….

5. Какой урок мальчику хотела преподать рыбка?

6. Как бы вы поступили, если бы у вас жила золотая рыбка?

Вернемся к теме мастер – класса «Я умею читать» .Так какой знак можно поставить? Совершенно верно, каждый для себя выбирает свой знак.

Подводя итоги нашей работы, мы просим вас перечислить приёмы, которые были использованы.

Приемы, которые сейчас были использованы, формируют осознанное чтение, а это в свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету.

Ну а сейчас долейте чая в ваши кружки столько, сколько вы уже знаете о смысловом чтении.

Мы благодарим вас за сотрудничество, желаем вам творческого беспокойства и поиска новых идей, пусть все задуманное вами успешно воплощается в деятельности.

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка - это самая высокая отметка.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

Это безобразие! - сказал папа. - Где пятерки? Или четверки? Или хотя бы тройки?! Если ты будешь так учиться, то скоро станешь не только второклассником, но и второгодником!

Ах, - сказала мама, - если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал к аквариуму посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая и сверкала золотой чешуей.

«Неужели волшебная золотая рыбка?» - подумал Витя.

Да, - сказала золотая рыбка, - ты угадал: я действительно волшебная. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

Хорошо, - сказала золотая рыбка, - нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Анна Петровна спросила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять».

А через день Витя пришел домой грустный.

Что случилось? - спросила золотая рыбка.

Опять двойку заработал, - ответил Витя. - Учительница спросила, сколько ног у осьминога, и я сказал - пять. А надо было - восемь.

Понимаю, - сказала золотая рыбка, - твое второе желание - научиться считать до восьми?

Ага, - ответил Витя.

Ладно, так и будет, - пообещала рыбка.

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

Я знаю, что случилось, - сказала рыбка. - Наверно, Анна Петровна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил - восемь?

Да, - удивленно ответил Витя. - А ты откуда знаешь?

А ты разве забыл, что я волшебная? - ответила золотая рыбка. - Ну что же, теперь ты попросишь выполнить твое третье желание - научиться считать до сорока?

Ага, - сказал Витя.

Нет, - возразила рыбка, - это бесполезно. Например, завтра учительница спросит, сколько минут в часе, и ты ответишь: «Сорок».

А сколько надо? - спросил Витя.

Шестьдесят. Или спросит у тебя, сколько дней в году, и ты опять скажешь «Сорок». А на самом деле - триста шестьдесят пять.

Да, - вздохнул Витя, - оказывается, на свете столько разных чисел! Тогда исполни мое третье желание. Сделай так, чтобы я знал все числа. Все-все, какие только существуют!

Попробую, - ответила золотая рыбка, - хотя это очень трудно. Но у меня одно условие - с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

Попробую, - сказал Витя, - хотя это очень трудно…

Прошла неделя, и Витя стал получать одни пятерки. Он превратился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математику. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Академиком по Числам. Еще бы - ведь никто, кроме него, не знает все числа. Даже учительница Анна Петровна.

Рассказы для младших школьников о природе

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.

Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша.

Удивилась Танюша:

Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой - ему бы сразу полегчало.

В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы.

Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала её в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. В Переборах они останавливались редко. Почти всегда они проносились мимо с лязгом и грохотом.

На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с весёлым и серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвётся к станции из дальнего чёрного леса.

Скорый! - сказал боец с бородой. - Смотри, девчонка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса.

Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза.

Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колёса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду её не подняло над землёй и не утащило за поездом. Когда поезд пронёсся, а снежная пыль ещё вертелась в воздухе и садилась на землю, бородатый боец спросил Варюшу:

Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

Махорка, - ответила Варюша.

Может, продашь? Курить большая охота.

Дед Кузьма не велит продавать, - строго ответила Варюша. - Это ему от кашля.

Эх, ты, - сказал боец, - цветок-лепесток в валенках! Больно серьёзная!

А ты так возьми сколько надо, - сказала Варюша и протянула бойцу мешочек. - Покури!

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки, скрутил толстую цигарку, закурил, взял Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в её синие глаза.

Эх, ты, - повторил он, - анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отдарить? Разве вот этим?

Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потёр о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит!

А отчего он, дяденька, такой чудесный? - спросила, раскрасневшись, Варюша.

А оттого, - ответил боец, - что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесёт он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, - боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, - будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенёк на указательный палец - непременно увидишь!

Будто? - спросила Варюша.

А ты ему верь, - прогудел другой боец из- под поднятого ворота шинели. - Он колдун. Слыхала такое слово?

Слыхала.

Ну то-то! - засмеялся боец. - Он старый сапёр. Его даже мина не брала!

Спасибо! - сказала Варюша и побежала к себе в Моховое.

Сорвался ветер, посыпался густой-прегустой снег. Варюша всё трогала колечко, повёртывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего света.

«Что ж боец позабыл мне сказать про мизинец? - подумала она. - Что будет тогда? Дай-ка я надену колечко на мизинец, попробую».

Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.

Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались. Варюша заплакала. Пропало колечко! Значит, не будет теперь здоровья деду Кузьме, и не будет у неё большущей радости, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами.

Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку и пошла домой. Она вытирала слезы варежкой, но они всё равно набегали и замерзали, и от этого было колко и больно глазам.

Дед Кузьма обрадовался махорке, задымил всю избу, а про колечко сказал:

Ты не горюй, дурочка! Где упало - там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склёвывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живёт в избе, в тепле, в сытости, а всё ему мало!

На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес.

Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

Ты поищи, поройся! Может, найдёшь!

Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал:

«Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака!.. Ишь ты, ишь ты!» - повторил Сидор, сорвался с ветки и полетел обратно в избу.

Так и не отыскалось колечко.

Дед Кузьма кашлял всё сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и всё

чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду.

Метели кружили над деревушкой, заносили избы. Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Всё чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько плакала от жалости к деду и бранила себя.

Дурёха! - шептала она. - Забаловалась, обронила перстенёк. Вот тебе за это! Вот тебе!

Она била себя кулаком по темени, наказывала себя, а дед Кузьма спрашивал:

С кем это ты там шумишь-то?

С Сидором, - отвечала Варюша. - Такой стал неслух! Всё норовит драться.

Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

Варюша выглянула на улицу. Тёплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.

Вот и весна! - сказала Варюша.

Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с

крыши, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка.

Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев - их наломало бурей ещё в декабре, - потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.

Варюша нашла в лесу старую еловую ветку - ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним чёрным листком блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и присела.

Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело.

Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.

Ещё издали, подбегая к избе, она увидела деда Кузьму. Он вышел из избы, сидел на завалинке, и синий дым от махорки поднимался над дедом прямо к небу, будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке и над ним курился пар.

Ну вот, - сказал дед, - ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу лёгким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила. Сейчас вот покурю, возьму колун, наготовлю дровишек, затопим мы печь и спечём ржаные лепёшки.

Варюша засмеялась, погладила деда по косматым серым волосам, сказала:

Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма.

Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь. Только вечером, укладываясь спать, она сняла колечко со среднего пальца и надела его на безымянный. После этого должна была случиться большущая радость. Но она медлила, не приходила, и Варюша так и уснула, не дождавшись.

Встала она рано, оделась и вышла из избы.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй. На краю неба ещё догорали звёзды. Варюша пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики? Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел - пять раз.

«Пять часов! - подумала Варюша. - Рань-то какая! И тишь!»

Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга. Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Её обдало сильным, тёплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых серёжек посыпалась жёлтая пыльца.

Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.

«Кто же это прошёл? А я и не разглядела!» - подумала Варюша.

Она не знала, что мимо неё прошла весна.

Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость - такая, что не охватишь руками, - зазвенела, запела у неё на сердце.

Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щёлки, но всё время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов.

Варюша думала было надеть перстенёк на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями - и не надела перстенёк на указательный палец.

«Успею, - подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Рассказы о ВОВ для детей младшего школьного возраста

Дедушка подошел к кровати внука, пощекотал его щеку своими седоватыми усами и весело сказал:

Ну, Иванка, поднимайся! Пора вставать!

Мальчик быстро открыл глаза и увидел, что дедушка одет необычно: вместо всегдашнего темного костюма на нем военный китель. Ваня сразу узнал этот китель - дедушка сфотографировался в нем в мае 1945 года в последний день войны в Берлине. На кителе зеленые погоны с маленькой зеленой звездочкой на красной узкой полоске, а над карманом легонько позванивают медали на красивых разноцветных лентах.

На фотокарточке дедушка очень похож, только усы у него совсем черные-черные, а из-под козырька фуражки выглядывал густой волнистый чуб.

Иван-богатырь, поднимайся! В поход собирайся! - весело гудел над его ухом дедушка.

А разве сегодня уже воскресенье? - спросил Ваня. - И мы пойдем в цирк?

Да. Сегодня воскресенье, - дедушка показал на листок календаря. - Но воскресенье особенное.

Мальчик посмотрел на календарь: «Какое-такое особенное воскресенье?» - подумал он. На листке календаря название месяца, число было напечатано красной краской. Как всегда. «Может быть, сегодня День Победы? Но праздник этот бывает весной, в мае, а сейчас еще зима… Почему дедушка в военной форме?»

Да ты погляди хорошенько, - сказал дедушка и поднял Ваню на руках, поднес к календарю и спросил:

Видишь, какой месяц? - И сам ответил:

Февраль месяц. А число? Второе. А что в этот день было, много-много лет назад, в 1943 году? Забыл? Эх ты, Иван - солдатский внук! Я тебе говорил, и не раз. И в прошлом году, и в позапрошлом… Ну, припомнил?..

Нет, - честно признался Ваня. - Я же тогда был совсем маленьким.

Дедушка опустил внука на пол, присел на корточки и показал на желтую начищенную медаль, которая висела на кителе первой после двух серебряных - «За отвагу» и «За боевые заслуги». На кружочке медали были отчеканены солдаты с винтовками. Они шли в атаку под развернутым знаменем. Над ними летели самолеты, а сбоку мчались танки. Наверху, возле самого края было вытеснено: «За оборону Сталинграда».

Вспомнил, вспомнил! - обрадованно закричал Ваня. - В этот день вы разбили фашистов на Волге…

Дедушка разгладил усы и, довольный, пробасил:

Молодец, что вспомнил! Не забыл, значит. Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!

* * *

Пойдем, читатель, и мы за дедушкой, и вспомним о тех днях, когда у города на Волге решалась судьба нашей страны, нашей Родины.

* * *

Дедушка с внуком шли по зимнему солнечному городу. Под ногами поскрипывал снежок. Мимо проносились звонкие трамваи. Шуршали тяжело большими шинами троллейбусы. Одна за одной мчались машины… Приветливо кивали пешеходам заснеженными ветками высокие тополя и широкие клены… Солнечные зайчики отскакивали от голубых окон новых домов и бойко прыгали с этажа на этаж.

Выйдя на широкую Привокзальную площадь, дедушка и мальчик остановились у заснеженной клумбы.

Над зданием вокзала в голубое небо поднимался высокий шпиль с золотой звездой.

Дедушка достал портсигар, закурил, окинул взглядом железнодорожный вокзал, площадь, новые дома, и снова события далеких военных лет припомнились ему… младшему лейтенанту запаса, воину-ветерану.

* * *

Шла Великая Отечественная война.

Гитлер заставил участвовать в войне против нас другие страны - своих союзников.

Враг был сильный и опасный.

Пришлось временно отступать нашим войскам. Пришлось временно отдать врагу наши земли - Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию…

Хотели фашисты взять Москву. Уже в бинокли рассматривали столицу… День парада назначили…

Да разбили советские солдаты вражеские войска под Москвой зимой 1941 года.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить город Сталинград.

Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистким войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам.

Кроме того, захват Сталинграда разделил бы фронт наших армий надвое, отрезал центральные области от южных, а главное, дал бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.

* * *

Перебросив на южное направление 90 дивизий, все резервы, создав перевес в живой силе и технике, фашистские генералы в середине июля 1942 года прорвали оборону нашего Юго-Западного фронта и двинулись к Сталинграду.

Советское командование предприняло все, чтобы задержать врага.

Срочно были выделены две резервные армии. Они стали на пути гитлеровцев.

Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт.

Из города эвакуировали женщин, детей, стариков. Вокруг города построили оборонительные сооружения. На пути фашистских танков встали стальные ежи и надолбы.

На каждом заводе рабочие создали батальоны добровольцев-ополченцев. Днем они собирали танки, делали снаряды, а после смены готовились к защите города.

Фашистские генералы получили приказ - стереть с лица земли город на Волге.

И в солнечный день 23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград.

Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнке- ли», сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу вздымались громадные огненные столбы. Город весь окутался дымом - зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров.

После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!

И получили приказ: взять Сталинград!

Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и к Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих- добровольцев, чекисты, зенитчики и курсанты военного училища.

Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.

Вражеским солдатам удалось прорваться к железнодорожному вокзалу города.

У вокзала четырнадцать дней шли жестокие бои. Бойцы батальона старшего лейтенанта Федосеева стояли насмерть, отбивая все новые и новые атаки врага.

Наше командование держало связь с батальоном Федосеева сначала по телефону, а когда фашисты окружили вокзал, то по рации.

Но вот Федосеев не стал отвечать на позывные штаба. Целый день вызывали его, а он молчит. Решили, что все бойцы батальона погибли. Настало утро, и над разбитой крышей одного из домов увидели - развевается красное знамя. Значит, живы федосеевцы и продолжают биться с врагом!

Командующий армией генерал Чуйков велел доставить приказ старшему лейтенанту Федосееву, чтобы он с бойцами отошел на новые позиции.

Послали связным сержанта Смирнова. Добрался сержант кое-как до развалин вокзала и узнал, что от батальона осталось всего десять человек. Погиб и командир, старший лейтенант Федосеев.

Спрашивает связной: «Что молчите? Почему не отвечаете на позывные штаба?»

Оказалось, что снарядом разбило рацию. Убило радиста.

Стали бойцы дожидаться ночи, чтобы отойти на новые позиции. А в это время фашисты снова начали атаку.

Впереди танки, а за ними автоматчики.

Залегли федосеевцы в развалинах.

Ждут.

Вражеские солдаты наступают.

Всё ближе. Ближе.

Федосеевцы молчат.

Ждут.

Решили гитлеровцы, что погибли все наши бойцы… И, поднявшись во весь рост, устремились к вокзалу.

Огонь! - раздалась команда.

Застрочили автоматы и пулеметы.

В танки полетели бутылки с горючей смесью.

Загорелся один танк, забуксовал другой, остановился третий, назад повернул четвертый, а за ним и фашистские автоматчики…

Воспользовались бойцы паникой противника, сняли пробитое осколками знамя и подвалами вышли к своим, на новые позиции.

Дорого заплатили фашисты за вокзал.

* * *

В середине сентября гитлеровские войска снова усилили атаки.

Им удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом, за каждый этаж…

* * *

От вокзала дедушка с внуком пошли к набережной Волги.

Пойдем и мы за ними.

Рядом с домом, у которого они остановились, на сером квадратном постаменте установлена башня танка.

Здесь во время сражений за город находился штаб главной, центральной, переправы.

Вправо и влево от этого места тянулись окопы по всему волжскому берегу. Здесь обороняли наши войска подступы к Волге, отсюда отбивали атаки врага.

Такие памятники - зеленая башня танка на постаменте - стоят по всей нашей линии обороны.

Здесь дали бойцы-сталинградцы клятву: «Ни шагу назад!» Дальше, к Волге, не пустили они врага - берегли подступы к переправам через реку. С того берега наши войска получали подкрепление.

Переправ через Волгу было несколько, но у центральной фашисты особенно лютовали.

Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.

Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками - на них иногда переправляли раненых.

Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.

Однажды был такой случай…

Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.

Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.

Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

Глядят бойцы - плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще - «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, - на таком и до середины реки не добраться».

Но командир баржи постарался успокоить бойцов:

Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.

Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева - Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:

Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

Только вышли на плес - закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.

Стало вокруг светло как днем.

За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят - баржа двигается к берегу.

Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует - уводит баркас от прямых попаданий. И всё - вперед, к берегу.

Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.

Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

Одна мина попала на баржу.

Начался пожар. Пламя побежало по палубе.

Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и… «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком - и на баржу.

Первой - Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.

Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.

Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

* * *

Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.

Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.

Фашистам удалось захватить его.

Расставив на этажах пулеметы и минометы, вражеские солдаты начали обстреливать наши позиции.

* * *

Вызвал командир полка Елин к себе разведчиков - сержанта Якова Павлова и бойцов: Сашу Александрова, Василия Глущенко и Николая Черноголова.

Вот что, ребята, - сказал полковник, - сходите ночью в гости к фрицам. Узнайте, сколько их там, как к ним лучше пройти и можно ли их оттуда выбить.

Дом этот - очень важный объект в стратегическом отношении. Кто им владеет, тот и держит под огнем весь район Волги…

Ночью в ту пору на улицах было темно, как в пещере. Гитлеровские солдаты очень боялись темноты. То и дело выпускали они в ночное небо осветительные ракеты. И как заметят какое-либо движение с нашей стороны, что-то подозрительное - сразу открывают ураганный огонь.

В такую тревожную ночь и отправился сержант Павлов со своими товарищами в разведку. Где согнувшись, а где ползком по-пластунски добрались они до крайней стены этого дома.

Залегли, не дышат. Слушают.

Фашисты в доме переговариваются, покуривают, из ракетниц постреливают.

Подполз Павлов к подъезду, притаился. Слышит - кто-то из подвала поднимается.

Приготовил сержант гранату. Тут небо осветила ракета, и разведчик разглядел у подъезда старушку. И она увидела бойца, обрадовалась.

Павлов тихо спрашивает:

Вы что тут делаете?

Не успели за Волгу уехать. Тут несколько семей. Немцы нас в подвал загнали.

Понятно. А много немцев в доме?

В тех подъездах не знаем, а в нашем человек двадцать.

Спасибо, мамаша. Спрячьтесь быстро в подвал. Остальным передайте: не выходить никому. Мы сейчас фрицам небольшой фейерверк устроим.

Вернулся Павлов к товарищам, доложил обстановку.

Будем действовать!

Подползли разведчики к дому с двух сторон, приловчились и швырнули в оконные рамы по гранате.

Один за другим раздались сильные взрывы. Полыхнуло пламя. Запахло гарью.

Ошарашенные неожиданным нападением фашисты выскакивали из подъездов, выпрыгивали из окон - и к своим.

По врагу огонь! - командовал Павлов.

Разведчики открыли огонь из автоматов.

За мной! Занимай этажи!..

На втором этаже бойцы бросили еще несколько гранат. Враги решили, что на них напал целый батальон. Побросали гитлеровцы все и бросились врассыпную.

Разведчики осмотрели этажи во всех подъездах, убедились - ни одного живого фашиста в доме не осталось - и Павлов отдал команду занять оборону. Гитлеровцы решили отбить дом.

Целый час обстреливали они дом из пушек и минометов.

Кончили обстрел.

Тишина.

Решили гитлеровцы, что батальон русских солдат не выдержал и отошел к своим.

Немецкие автоматчики снова двинулись к дому.

Без команды не стрелять! - передал сержант Павлов бойцам.

Вот уже автоматчики у самого дома.

Огонь!

Меткие очереди павловцев косили врагов.

Снова отступили фашисты.

И опять на дом посыпались мины и снаряды.

Казалось гитлеровцам, что ничто живое там уже не могло остаться.

Но только вражеские автоматчики поднимались и шли в атаку, как их встречали меткие пули и гранаты разведчиков.

Два дня штурмовали фашисты дом, но так и не смогли его взять.

Поняли гитлеровцы, что потеряли важный объект, откуда они могут обстреливать Волгу и все наши позиции на берегу, и решили во что бы то ни стало выбить из дома советских солдат. Подбросили свежие силы - целый полк.

Но и наше командование укрепило гарнизон разведчиков. На помощь сержанту Павлову и его бойцам пришли пулеметчики, бронебойщики, автоматчики.

58 дней защищали этот дом-рубеж советские бойцы.

* * *

К заводу «Красный Октябрь» можно проехать на троллейбусе по проспекту Ленина.

Ваня примостился у окна и каждый раз, когда проезжали мимо танковых башен на постаментах, радостно тормошил деда и выкрикивал: «Еще! Еще одна!.. Опять!.. Смотри, дедушка! Смотри!..»

Вижу, внучек! Вижу! Это все передний край нашей обороны. Здесь бойцы стояли насмерть, и фашистские войска так и не смогли прорваться дальше.

Троллейбус остановился.

Следующая остановка «Красный Октябрь»! - объявила водитель.

Наша, внучек! Готовься выходить.

* * *

Заводы Сталинграда.

В их цехах рабочие города стояли у станков по две-три смены - варили сталь, собирали и ремонтировали выведенные врагом из строя танки и пушки, изготавливали боеприпасы.

Из цехов шли рабочие-ополченцы драться с врагом за родной город, за родной завод.

Сталевары и прокатчики, сборщики, токари и слесари становились солдатами.

Отбив атаки врага, рабочие вновь возвращались к своим станкам. Заводы продолжали работать.

Защищая родной город, родной завод, прославились сотни отважных рабочих и среди них - первая женщина-сталевар Ольга Кузьминична Ковалева.

В это время по цепи бойцов сообщили, что погиб командир отряда.

И тогда Ольга Ковалева решила поднять бойцов в контратаку. Встала она во весь рост и крикнула:

За мной, товарищи! Не пропустим врага к нашему заводу! В наш город!!!

Услышали рабочие призыв Ольги Ковалевой, поднялись и устремились навстречу врагу.

За родной завод! За наш город! За Родину! Ура!..

Выбили гитлеровцев из поселка.

Много ополченцев полегло в том бою. Погибла

и Ольга Кузьминична Ковалева.

* * *

В честь героев-ополченцев у заводских проходных установлены памятники.

На мраморных плитах имена тех, кто отдал жизнь в боях за город, за родной завод.

Идут на завод рабочие и клянутся павшим трудиться так, чтобы не опозорить их воинской чести.

Возвращаются со смены - мысленно докладывают, что сделано за трудовой рабочий день.

* * *

На тракторном заводе у центральной проходной установлен настоящий танк Т-34.

Такие боевые машины выпускали здесь в войну.

Когда враг подошел к городу, танки прямо с конвейера направлялись в бой.

Немало героических подвигов совершили советские танкисты в дни великой битвы на Волге.

Жил-был маленький мальчик Витя. Он учился во втором классе и был круглым двоечником, потому что умел считать только до двух.

Например, спросит его учительница Анна Петровна: «Сколько ножек у рояля?» Он отвечает: «Две». И получает двойку. Или: «Сколько ног у коровы?» Он опять отвечает: «Две». И снова получает двойку.

Но Витя не очень огорчался, потому что он умел считать только до двух, и поэтому думал, что двойка — это самая высокая отметка.

Однажды, когда Витя пришел из школы, родители заглянули в его дневник и ужаснулись.

— Это безобразие! — сказал папа. — Где пятерки? Или четверки? Или хотя бы тройки?! Если ты будешь так учиться, то скоро станешь не только второклассником, но и второгодником!

— Ах, — сказала мама, — если бы я знала, что ты так учишься, то ни за что бы не купила тебе новую рыбку для аквариума!

Витя тут же побежал к аквариуму посмотреть на рыбку. Рыбка была очень красивая и сверкала золотой чешуей.

«Неужели волшебная золотая рыбка?» — подумал Витя.

— Да, — сказала золотая рыбка, — ты угадал: я действительно волшебная. Хочешь, Витя, выполню любые твои три желания?

— Хорошо, — сказала золотая рыбка, — нет ничего проще!

Назавтра Витя получил первую пятерку. Анна Петровна спросила его, сколько пальцев на руке, и он ответил: «Пять».

А через день Витя пришел домой грустный.

— Что случилось? — спросила золотая рыбка.

— Опять двойку заработал, — ответил Витя. — Учительница спросила, сколько ног у осьминога, и я сказал — пять. А надо было — восемь.

— Понимаю, — сказала золотая рыбка, — твое второе желание — научиться считать до восьми?

— Ага, — ответил Витя.

— Ладно, так и будет, — пообещала рыбка.

Назавтра Витя пришел домой еще более грустный.

— Я знаю, что случилось, — сказала рыбка. — Наверно, Анна Петровна спросила, сколько ног у сороконожки, а ты ответил — восемь?

— Да, — удивленно ответил Витя. — А ты откуда знаешь?

— А ты разве забыл, что я волшебная? — ответила золотая рыбка. — Ну что же, теперь ты попросишь выполнить твое третье желание — научиться считать до сорока?

— Ага, — сказал Витя.

— Нет, — возразила рыбка, — это бесполезно. Например, завтра учительница спросит, сколько минут в часе, и ты ответишь: «Сорок».

— А сколько надо? — спросил Витя.

— Шестьдесят. Или спросит у тебя, сколько дней в году, и ты опять скажешь «Сорок». А на самом деле — триста шестьдесят пять.

— Да, — вздохнул Витя, — оказывается, на свете столько разных чисел! Тогда исполни мое третье желание. Сделай так, чтобы я знал все числа. Все-все, какие только существуют!

— Попробую, — ответила золотая рыбка, — хотя это очень трудно. Но у меня одно условие — с завтрашнего дня ты должен учить уроки!

— Попробую, — сказал Витя, — хотя это очень трудно...

Прошла неделя, и Витя стал получать одни пятерки. Он превратился в круглого отличника. Особенно Витя полюбил математику. А когда он немного вырос, его назначили Самым Главным Академиком по Числам. Еще бы — ведь никто, кроме него, не знает все числа. Даже учительница Анна Петровна.


Самое обсуждаемое
Словарное слово Словарное слово "диктант" Писать словарный диктант
Тютчев творчество кратко самое важное Тютчев творчество кратко самое важное
Стихотворение Бунина «Крещенская ночь «Крещенская ночь» Иван Бунин Стихотворение Бунина «Крещенская ночь «Крещенская ночь» Иван Бунин


top